+7 707 42 46 417 +7 (727) 394 30 04 Группа Facebook
Учебные полеты на параплане в тандеме с инструктором
Лечу это я, значит, лечу!
На параплане. "Дарт" называется, спортивный параплан.. Полеты на соревнованиях, я освещать не буду. Время прошло, да и полеты слились в памяти воедино. Шли своим чередом соревнования по парапланеризму. Я участник. Есть подробные отчеты на московских сайтах. Я расскажу о наиболее запомнившихся при полетах на этих соревнованиях, событиях. Шёл третий день соревнований, а может быть четвертый. Неделю летаю в непальском небе. Бывалый. Стартовал одним из первых. В потоках выбрал высоту, где-то две тысячи пятьсот метров, "абсолютки" (над уровнем моря), взял первый ППМ (заданная точка по маршруту), иду к следующему. Точка ППма отмечается на приборе автоматически. GPS - универсальный прибор глобально слежения. До двенадцати спутников может удерживать одновременно на связи и выдавать на мониторе необходимую информацию. Скорость движения, высоту, координаты места нахождения, проход запланированных точек на маршруте, сам маршрут, время. В полете, на соревнованиях, прибор обязателен. Сопоставив данные GPS и интуицию выработанную в полетах, чувствую, качества* параплана не хватит дотянуть до другой запланированной точки по маршруту, не дотянуть без набора высоты. Надо маленько добрать высоты. Направляю свой параплан и лечу в область, где много- много, парапланеристов и орлов, кружат в одном "танце" на разных высотах, то есть в область восходящих потоков, на значительной высоте. Пролетаю гору Саранкот, чуть выше на сто пятьдесят метров и правее. В душе что-то екнуло. Внутренний голос спросил: "Михаил?.." Стал всматриваться в верхние эшелоны потока, подлетая в нижних. По всему телу прошла еле заметная волна тревоги. "Да, ладно!.." - подумал я, а зря.
То, что случилось потом, врезалось в память навсегда, как будто "видик" прокручиваю снова и снова в голове, в сознании. Когда мы были в Индии, с нами рядом парили орлы, часто не удачно цепляясь за купол или точней сказать, пытались зацепиться за купол своими когтями. А может быть, как говорит наш тренер Орешкин: "Хотели посидеть на куполе, отдохнуть захотелось". Как, потом узнал, это Белоголовый Сапсан, порода орлов такая, летает с нами. Был случай попадания орла в двигатель самолета на высоте двенадцать тысяч метров. Исключительный случай. До семи тысяч, точно доказано, летают орлы. Как, в прочем, и парапланеристы. До шести тысяч метров свободно. Но не все и не всегда.
Когда, купол твой, в полете, и ни с того и ни с сего начинает ходить ходуном над твоей головой. Ходить беспричинно. И такой, то ли скрежет, то ли шелест доносится с верху, не понять. С начала вертишь башкой и думаешь, что дуреешь, что-то не так, а что? Высота, разреженность воздуха, усталость, напряжение эмоциональное, а тут еще и эти непонятки+ Не понятно, что происходит. Эти рывки купола в воздухе еле заметные вызывают нервозность. Не привычные ощущения. Шуршание, шелест, дестабилизация купола. А, когда, мы, стали предупреждать друг друга об обнаглевших орлах, по рации, со стороны, то все стало на свои места. Сядет (условно) такой орел на купол, по рации тебе сообщат: "... Михаил, на куполе орел...". Дернешь клевантами резче, чтобы купол ерзанул и хлопнул, по сильнее, и вспаривает над твоим куполом то Сапсанчик Белоголовый, в четверть крыла параплана. Шея длинная. Голова под " мышку". Обгоняя купол, повернет голову с клювом назад, такой орлина, шею вытянет, обратно, вдоль своего тела (задом наперед) и сопровождает тебя злым возмущенным взглядом, гладируя по воздуху+ еле-еле перебирая отдельными перышками набегающую волну упруго воздуха. Он, летит, вперед, опережая купол, а возмущенный взгляд бросает назад, на парапланериста. В первый раз, я даже испугался, вываливается "Орлина" впереди купола: "А где голова с клювом...?". По логике орел - это крылья, шея, голова, клюв. А тут крылья есть, орел есть, а головы с клювом нет, не видно, сливается с телом, на фоне яркого неба (слепит глаза), а голова под крылом и глаза смотрят назад на тебя или тебе в глаза. И когда поймал его, орла взгляд, то и голову с клювом увидел. Этот, взгляд, вот он, тут, рядышком, ну метров восемь, глаза большущие и злые по нашим меркам, злые по человечьим меркам. А внутри может он и добр, разберись тут+
Так вот, лечу я, значит, лечу. Башку свою задрал и смотру в верх, рассчитываю, сколько смогу добрать высоты ориентируясь на верхние парапланы? Замечаю, орел какой-то, вроде как гоняется за куполом и хочет сесть на купол, в верхнем эшелоне, разница по высоте со мной, где-то сто метров. Сядет, его видать сбросят, рывком клевант, опять хочет сесть, опять срывается. И тут вдруг+ Наблюдаемый мной, Сапсан, летя за куполом, вдруг, с разворотом на сто восемьдесят градусов, резко пикирует вниз, балансируя прижатыми вдоль тела кончиками крыльев и на меня. И в мыслях не было, что он меня атакует. Был просто уверен, ну пугнет меня, подумаешь. Время идет, орел пикирует. Отчетливо вижу, как он, Сапсанчик, сложил крылья и резко пикирует в мою сторону, втянув голову-клюв в "плечи" и на мой купол, как я потом понял. Местные старожилы говорили нам: "Если орел атакует по центру крыла, то он, орел, пугает или играет. Если орел бьет в край крыла то он, очевидно, по-птичьему, хочет сломать крыло параплана".
За всю историю мирового парапланеризма, было официально зафиксировано, всего два случая нападения орлов на купола парапланов. Купола рвались (ситуация аварийная). К счастью обходилось без жертв. Короче, летит, это он, летит. У меня время есть, что бы испугаться. Но не в первой пугают орлы "наших". Угол его атаки где-то 75 градусов. Смотрю, скорость бешенная, уже клюв желтый загнутый видно, на башке лысой, его башке, уже глазки видны, думал по центроплану, по верху пролетит. Резко, дергаю клеванты, на всякий случай, создаю "шумовую атаку". Не поверил орлик, что я так просто, шумлю, на всякий случай. Легкий взмах орлиных крыльев и эта "курица" бьет изо всех летных сил в левую сторону крыла моего параплана, своим загнутым клювом. Я ахнул! Шуршание материала купола. Шелест, схлопывание, вибрация строп. Левая сторона купола свернулась пополам, поглотив этого мерзавца строптивого, если можно так сказать, а в этой складке барахтается "ЖИРНАЯ, ПОГАНАЯ НЕПАЛЬСКАЯ КУРИЦА!!!"
Я, как сейчас, вижу эту жуткую картину: стропы середины левого крыла провисли и плавают в воздухе, какие-то натянутые, ближайшие стропы ко мне, обмякли. Половина крыла параплана, вдоль моего тела, слева, повисла комком материи и трепещет на встречном ветру, а я не пойму, как это я все еще лечу, хотя зажал правую клеванту глубоко вниз. В ротацию* не успел войти. Вовремя поймал купол. Все так быстро произошло. В парапланеризме - главное успеть поймать момент критический и управлять обстоятельствами. Не что бы тебя купол, а что бы ты купол имел. Не успел, купол с имел тебя - есть запасной парашют. Обе клеванты выжаты до максимума. Опасный ражим. Левую сторону параплана, забрасывает назад, вдоль вертикальной оси разворачивает(геликоптер), прокачиваю клеванты, мощными качками. Орлик вываливается (или вытряхивается) из параплана сзади. Какое-то кручение купола не понятное. Дестабилизация полета. Легкий клевок параплана вперед. Выравнивание. "Расколбас" совершенно не понятный. Но, я и не думал понимать, я думал: "Хана куполу, порвал". Следующая мысль: "На сколько купол управляем?"- хотел доложиться РП (руководитель полетов), но чем помогут!!? Не отвлекаться! Не бздеть!
Высоты потерял много. В шоке, думаю, что резко теряю высоту, беглый взгляд на прибор - нормалек. Волнение не проходит. Что предпринять? А что собственно случилось? Решение - определить аэродинамическую утрату купола. Вывожу купол на солнце, "на просвет". Просматриваю купол в пробиваемых купол солнечных лучах - вижу, что свечение купола равномерное, и тут нормалек. Фу ты, напугал. Время идет. Дрожь в руках, прошла, но уверенности в дальнейшем полете нет. На куполе параплана потом, обнаружил в пятнадцать сантиметров полосу желтого рогового слоя от клюва птички. Шириной в сантиметр. Светит солнышко. Хороший широкий поток. Простор неописуемый. Рад полету. Вхожу в широкий поток и кручу монотонную спираль в потоке. Набираю высоту. На переходе (переход от одного потока к другому), мысленно увлекся разбором столкновения. Все "устаканилось", маршрут еще долгий. И, тут, я вижу, еще один "красавец"! Летит мне на встречу на уровне моей стропной системы. Стропная система - место между пилотом и крылом параплана. "Паутина" стропной системы. Сто двадцать метров строп на одно крыло. Всего то. Расстояние ну метров двадцать до "красавца". Как я прозевал?! Моя скорость плюс его. Орлик меня явно не видит. Столкновения не избежать. Я как заору в истерике. Как дерну "клеванты". Резкий, звук моего голоса, хлопок купола параплана. Орел, в полете, встрепенулся, резко повернул голову в мою сторону. Ошарашенный увиденным и услышанным, орел, расправляет крылья и частыми, частыми взмахами, тормозит свой полет, переходя из горизонтального полета на вертикальный. Резкий подъем вверх. Глаза на выкате, клюв раскрыт на максимум, язык торчит "пипкой". Орел замер, как мне показалось, на секунду, перед стропной системой, моего параплана. Цепляя воздух, перед собой, своими здоровущими когтями. Как сейчас помню, желтые вытянутые вперед лапы с черными загнутыми когтями. Орел, весь взъерошенный, испуганный, перышки дыбом встали. Как у Какаду хохолок торчал на голове от страха, его страха. И эта махина замерла на долю секунды в таком вот виде, в трех метрах от меня, чуть выше. А я и мой купол, со своей стропной системой, летим. Горизонтальная скорость - где-то сорок километров в час. Орел крыльями бяк-бяк. Ножками чик-чик. Воздух вжик-вжик - вжик.. Короче - жуть. Но, видать, он тоже жить хотел, в метре от строп, взлетает вверх, огибая купол параплана, с шумом ударяясь об него, об купол, проминая переднею кромку. Все же зацепил купол. Хорошо не попал головой в воздухозаборник. Купол шарахнулся в сторону и опять принял свое нормальное положение. Ну и "рожа" у меня, наверное, была... Вдогонку показал язык, я показал язык, вдогонку орлу. "Чертыхаясь" и оглядываясь, орел полетел дальше. А я в прострации...
Ну и денек! Какие там результаты. Иду на посадку. Психически подавлен, эмоций ноль. Сел куда купол вывез. Или он уснул после бурной ночи с орлицей, в полете уснул, или он наблюдал за кем-то, сзади, подобрав под крыло голову, не видя меня по курсу с переди. Не знаю, но если бы он запутался в стропной системе моего параплана... И думать не хочется. И так в жизни много отрицательного... Ну, ладно, у меня парашют запасной есть, а он бедняга, без страховки летает, хорошо, я его первый заметил. Если орел в воздухе зацепил бы стропы или параплан когтями ( зажал лапами), то разжал бы только на земле, таков инстинкт орлиный. Вот чем орел и страшен в воздухе. Кстати, местные парапланеристы обучили сокола парить вместе с парапланами, и показывать восходящие потоки. Запускают чудо-птицу в полет со старта. Сокол, летая, обнаруживает восходящие слои воздуха и ложится в поток, спиралью обрабатывая их потоки. Если парапланеристам поток нравится, то естественно они взлетают и к потоку для набора высоты. Только вот "птичка" не гарантирует время работы потока. У потока, есть, продолжительность "жизни". Бывает пять минут, бывает и час стоит. Зато как стоит!!! Всех желающих наверх вытянет. И почему-то она (птичка) не хотела летать, там, где нужно было хозяину, в ближних потоках, над стартом, а все кружила там, где не хватит качества параплана, долететь до потока со старта на прямую без набора высоты.. Далеко. Ну, это мелочи. Хозяин сокола, свистит в специальный свисток с трелью. Вернувшийся с полета воспитанник садится на кожаную перчатку, одетую на левую руку хозяина. Свист может прозвучать как в воздухе ( хозяин в тандеме лететь может), так и на земле. А если соколок улетит куда-нибудь, то его найдут по перышку с микрочипом, вставленному в "зад" соколиный. Вот так я и летал с такими чудаками в небе Непала.
Качество параплана - вертикальное снижение параплана на сто метров горизонтального полета. Минимальное снижение параплана - девять. Девять метров снижения.
Ротация - круговое вращение купола параплана по горизонтали и парапланериста с центром вращения, ассиметрично, между куполом и парапланеристом в стропной системе. С резким снижением. Не штатная ситуация. Очень опасный режим.