Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Учебные полеты на параплане в тандеме с инструктором

30.01.06г.

Цель моего приезда в Покхару, участие в соревнованиях по парапланеризму, разыгрывался открытый кубок "Nepal Open" Вот уже и рядом сама цель - соревнования. Но, я, приехал за четыре дня до начала соревнований и есть возможность "облетаться" на "местности". Облет местности. Как и где распологаются ветра, где восходящие потоки, а где и вниз сходящие... Утро первого дня. Первого дня пребывания в Непале. Выезд на гору в одиннадцать тридцать. В восемь встреча в кафе с Димой. Еще вчера или уже сегодня ранним утром в два ночи , оговорено было с Димой. За столом в открытой кафешке, легкий завтрак Димы. Я уже поел. Делимся краткими впечатлениями. Дима, как всегда, скуп на рассуждения, эмоций минимум, весь в себе. А из меня "прет" !!!! HipuetСдерживаю себя, делаю вид, что, мол, не в первой, все знакомо, было и не такое. Прикидываюсь. Скупая, четкая, объемная информация от Димы, принимаю. Что, как и где! Куда можно, а куда нельзя. Где можно, а где... Во сколько и где... Завтрак аскета. Я по пути в кафешку, уже поел бананов. Мой стандартный завтрак на все пребывание в Покхаре. Покупал полтора десятка, маленьких, не привлекательных, с указательный палец, бананов, но вкусных. Часть съедал сразу, оставшиеся, брал с собой в полет. Интересно было, смотреть, как шкурки от бананов в воздухе планируют.

Девять часов. Дима берет свой параплан, снаряжение (специальный рюкзак весом двадцать килограмм) и в гору на "Саранкот" своим ходом, по пересеченной местности, да по горным джунглям. Высота старта, от подножья, восемьсот метров. Молод. Физически развит с амбициями. Почему бы и не пешком? Потом, мы тоже, попробовали ходить и сами на гору пешком. Правда, нанимали "шерпов" - двести тенге за доставленное оборудование, а сами налегке. Корячились, я вам скажу..., но интересно. В гору по джунглям пешком! Экзотика. Встречались разные всякости, не перескажешь. Ричард не зря проведет время, проходя, горные маршруты, пешим ходом. Захватывает. В тот день, когда мы корячились, была всеобщая непальская забастовка (анти королевская*). Не ходил по всему королевству ни какой транспорт и даже общественный.. UnosaВсе хорошо, спокойно, воскресный день, только транспорт не ходил. Кто поедет, тому "крестьянская солидарность", разобьет стекла, да же на мотоциклах боялись ездить. На велосипедах - пожалуйста. Заправочные станции закрыты. Маоисты*, мощной рукой, руководили людским неповиновением. Нынешний король*, пришел к власти, убив прежнего короля, своего брата, и наследника престола племянника, так говорит людская молва. Ставленник индусов. Чиновничьи посты занимают индусы, в полиции индусы, солдаты индусы, прибыльный бизнес индусы или иностранцы. Удел непальцев - земледелие. Живут, конечно, бедно, затюкано...

Напомню - утро первого дня. Местное время девять тридцать. . Маслеников ушел в гору. У меня в запасе еще два с половиной часа свободного времени, не знаю куда деться, все зудиться: "Что бы?! Куда бы?! А вдруг без меня! Ну, скорей же, сколько можно?" Встал с постели я рано, в пять утра, возрастное, наверное. Толком со всеми "нашими" еще не знаком. Ричард спит, как ребенок, славненький такой, у него "отходняк". Ходил на озеро Фьева, совсем рядом, ну с двести, триста метров от гостиницы. Снял несколько кадров на фотокамеру. Бодающихся буйволов. LiftersaМестных жителей (женщин), стирающих белье в озере, рядом с городскими стоками. Как я понял, им, по фигу стоки канализации местной. Встретил местную лифтершу, лифчики стирала. Берег озера не опрятный, нет подобающего подхода к воде. Местные, как правило, моются в озере с мылом, утренний моцион. Не купаются, а моются стоя по пояс в воде. В основном парни. Женщины своеобразно, заходят в сторонке от всех в воду по ...! Не видно, но догадаться можно. Выше колена это точно. Заходят в сари, наброшенное на голое тело и на уже мытую голову. Одной рукой откидывают(оттягивают) сари, делая пространство между телом и накидкой и ту половинку тела, что спрятано от посторонних глаз моют, свободной рукой. Потом меняют руки и часть тела. Вообще я не видел, что бы кто-то купался, плавал, тем более нырял.

Время так медленно идет. Сижу перед гостиницей, собранный, ухоженный, опрятнинький такой. Ну, когда же все соберутся и полетим?! И вот началось. Рослые, не традиционно одетые, не торопясь как "деды" в армии, ковыряя в зубах завтрак, подходят и рассаживаются в палисаднике у гостиницы, на стульях, вокруг стола, за которым сижу я, приветливо здороваясь со мной, незнакомцем. А,я, как завороженный, рот раскрыл и не успеваю отвечать на приветствие, приветствием. Здесь все пилоты, с Москвы приехали полетать на парапланах. "Братва", летает в Непале уже неделю, это же круто! В непальском небе, небе Гималаев, над непальскими горными джунглями, кишащими дикими обезьянами и Маоистами. Кстати, где есть стада диких обезьян, там много гепардов. Так, что в последствии, мы выживали в воздухе как могли.Могло просадить где попало. Только не в джунглях посадка. Обычная, неторопливая утренняя жизнь, перед гостиничным комплексом туристического отеля. В положенное утреннее время, как я потом понял, заходят в палисадник, всякие интересные и не интересные люди. Местные люди.Pravyj rukav_pustoj Музыканты, попрошайки и просто какие-то люди из числа непальцев. Сказать несколько приветливых фраз по-русски. Были и иммигранты с России. Жена местного предпринимателя, "эскадрилья" мотодельтапланов, россиянка, сотрудничала с нами. Жена и дочь московского предпринимателя живущего много лет в Катманду, продавца медицинского кислорода, для горных восходителей. Они, пилоты, присели к нашему столику, оживленно болтая между собой на какие-то бытовые темы. Изредка перекидывались и с нами (с ними) нечего не значищими фразами. Русская эмиграция. В кафэшках, Покхары, встречал молдаван, работающих, на казахстанских "сотовиков". Сотовую связь в Непале инвестирует казахстанский бизнес?! А монтируют оборудование молдаване! Да уж, новость! Почему молдаване?! Загадка казахстанского бизнеса. Музыканты, перед нами, в положенные утренние часы, больше настраивают инструменты, чем играют, тем самым вызывают больший трепет чужих (наших) кошельков. Платили, лишь бы ушли. По-моему, музыканты догадывались. Их маленький бизнес срабатывал на прибыль. Денюжки капали.

Одиннадцать тридцать - заранее нанятые Шеленковым джипы, не пришли. Шеленков - начальник московского парапланерного клуба, привез группу парапланеристов летать в Гималаях. Нанимаем частников, благо их много, частных машин, в ожидании клиентов, по три человека на машину ( "тарантасики*" уделанные) и на "Саранкот" (стартовая гора). Подъем 350-400 рупий (1:2 к тенге) за машину. Пока делаем подъем, на машинах, осознаю: "... не о чем, таком не думаешь. Легкий ветерок, что 25 градусов, февраль месяц, что повышенная влажность, кругом зелень, меланхоличная непальская суета". Душа поет. И все! Тебе хорошо. И все! Как бы растворяешься в этом благолепии. В последствии, встречал людей, которые приехали посмотреть на Непал и остались здесь на годы. Вроде не "бичуют", но все же... Психика у таких людей, другая, не стандартная, любят поговорить, по рассуждать, курят травку, в глазах простое умиление отражается. Завидно да же. Обстановка, природа, окружающая среда, все, на что ты смотришь, все, что смотрит на тебя, все, что с тобой соприкасается, располагает к медитации. Только вот не поймешь к какой. UnosaОчевидно, отсутствие религиозного воспитания дает о себе знать. Не поймешь, что хочется в такие минуты, то ли крестится, толи пасть на колени лицом на восток читая молитвы сложив ладони вместе перед собой, а то ли с возгласом "Хари Кришна-хари, хари" пустится в пляс! Впервые, на горе Саранкот. Красотища! На самой вершине горы, строение, колючая проволока кругом, считается крепостью. Не заходили. С горы открывается живописный вид на Гималаи (Большой Гималайский Хребет) с восьмитысячными вершинами: Даулагири, Аннапурна, Манаслу и другими. По этой причине гора очень популярна среди туристов. Два частных парапланерных старта чуть ниже горы, смотрят на юг. Специальные площадки для стартов парапланеристов. За пользованием стартом, организаторы соревнований, с нашего кармана, платили хозяевам площадок по шестьдесят долларов с каждого летающего спортсмена пилота. Итого более шести тысяч долларов, со всех наших, для Непала огромные деньги. Нижний старт для "чайников" (учлеты).

Сергей Шеленков проводит предполетный брифинг для летающих пилотов. И, я тут же. Узнаю много нового в парапланеризме. "Чайники" остаются на нижнем старте, мы группа относительных мастеров идем, на верхний старт. Старший, выпускающий, Артем. Проще Тима. Молодой высокий, стройный, бледный (не загорелый). Тима еще загорает. При малейшей возможности, он оголяет свой торс. Сергей Шеленков с младшей группой остается на нижнем старте. Мы с Тимой идем на верхний старт. Предполетная подготовка занимает время. Настройка полетных приборов, проверка подвески*, "акселя"*, комплектность кокпита*. В кокпите должно быть аптечка, нож, вода, не большей завтрак, шнур альпийский, пара карабинов, у женщин косметичка. Крепления навигационных приборов, обуви (прикрыть крючки открытой шнуровки), намазать носик кремом от загара, тоже надо. Сходил в ближайшую поросль. Колючек до хрена. По "шаманил". Кучка легла благоприятно, с ярко выраженными признаками: "Удача сопутствует, духи на моей стороне". Правило парапланериста, перед стартом освободить мочевой пузырь и кишечник. Сколько продлиться полет? Час, два, а может и шесть часов? Кто его знает? В полете лишние позывы, кому нужны и лишний груз? А при нестандартном приземлении можно повредить кишечник. Было. Правило, шибко выручило. Кишечник вздулся одним большим "синяком". "Ушиб кишечника. "Непроходимость": сказал доктор. Этот, не стандартный, мой эпизод, еще далеко. Далеко впереди,по времени, в Казахстане, на родине, в горах, на Ушканском плато. Может, и опишу, его, проклятого, когда нибудь... Спокоен.

Когда парапланерист готовится к старту ответственному, лучше не подходить, не задавать вопросы. Нервы как струна натянуты. Специфика. Одеться по теплей, обязательно нижнее белье, комбинезон, перчатки, на лицо специальную маску, от холода и от палящего ультрафиолетом солнца. Ждем полуденного прогрева. Земля должна прогреться солнечными лучами, после ночной прохлады. Прослойка теплого, нагретого от земли воздуха расширяясь, становиться легче, окружающей воздушной среды, накапливаясь огромными массами в ложбинах и на стенах, обогреваемые солнцем, склонов при благоприятных метеорологических условиях, сдвигаясь, начинает подыматься, как правило, по склону вверх, подтягивая нижние холодные массы. Тем самым, образуя термические, термодинамические потоки на которых, мы парапланеристы и выпариваем на своих парапланах. От слова "парить". Такие потоки могут уходить далеко в небеса под облака. Бывает, выпариваем и очень высоко до пяти тысяч метров над уровнем моря. Но там высоко, мало кислорода, летать нельзя опасно. Самая легкая смерть. Человек от нехватки кислорода засыпает и гибнет от удушья, если не будет и дальше кислорода в воздухе. Так часто в воздухе гибнут экипажи самолетов. Разгерметизация гермокабины, высота, нехватка кислорода и не заметно.

OtverwannyeНа старт.Желающих много. Не терпеливые, стартуют первыми. Легкий, равномерный, шесть семь метров в секунду, ветерок. Суетится Тима. Выпускающий. Готовит к полету меня. На старте, от частых взлетов, пыль клубится, обтекая стартовую площадку. Все парапланы с верху грязные. Ткань, из которой сделан параплан, наэлектризовывается от соприкосновения с сухим воздухом. Стартовая пыль намагничивается на купол узорами, не красивыми узорами, как металлическая стружка на магнит. И выглядят сверху в полете на парапланах скверно, не привлекательно. Моя очередь. На старте поток равный, прохладный, слегка тугой. Фальстарт... Перетянул купол - "подворот". Местные мальчуганы за 10 рупий, быстро собирают купол и снова раскладывают на старте. второй фальстарт. Не дотянул. Не вывел купол, запрокинуло. Мальчишки рады. Тима в смятении: "У нас правило, два неудачных старта, отдыхай. А в прочем, какой купол?", - "Дарт". Тима совсем смутился. Все-таки мой возраст. Купол то спортивный, а я другого вида, да и показал себя не важно. Спортивный купол, кому попало, не продадут, и кто попало не летает. "Ну-ну, давай стартуй",- Тима подбадривает меня. Подавив в себе волнение, обратным стартом поднимаю купол. "Обратный старт", это когда пилот подымает купол, развернувшись на сто восемьдесят градусов по направлению линии полета параплана, то есть лицом к лежащему на изготовке куполу параплана. Преимущество обратного старта, проще вести наблюдение за выходом купола в рабочий режим полета. Не доводя до верхней точки, притормаживаю купол клевантами*. Поток ровный. Центруюсь под куполом, замираю на секунду другую, разворот тела на сто восемьдесят градусов, плавно наваливаюсь всем телом на грудной ремень, нагружая купол, слегка отпускаю "клеванты" купола. Крыло купола, набирает плавно скорость и пошел вперед. Раз шаг, два и в долину на встречном потоке и тут же врезаюсь в другой, более мощный, поток. Земля резко уходит из под ног. Купол закидывает назад, чувствую подъем (сигналы высотомера запаздывают). Тороплюсь затянуть правую клеванту. Разворот на триста шестьдесят градусов с протяжкой (Траектория разворота эллипсовидная, эллипс направлен в сторону ветра) в долину, еще один разворот с протяжкой и я в мощном потоке. Высотомер визжит, показывая семьдесят метров высоты над стартом. Классика! Как в учебнике. Высотомер, DRAUNIGER при подъеме пилота (набора высоты), производит отрывистые, свистящие звуки, а при снижении хрипящие. Пилот и ориентируется по звуку высотомера подъем или спуск. Чем чаще звуковые сигналы, тем сильней подъем или спуск. Только опытный пилот может без прибора, уловить эти моменты, но не всегда.

Летаю в свое удовольствие. Образно, как "босиком по колючкам". Положил ступню на землю, не колется, встаешь всей ступней. Так и здесь находишь поток ровный стабильный без "рванья", центрируешь, крутишь. Начинает "колбасить"*- значит поток заканчивается или что-то просто не так, выходишь из данного потока, есть много других ровных, высоких и широких потоков. Вот и скачешь, от одного потока к другому набирая высоту. Благо много потоков. И вообще атмосферный воздух движется как вода в кастрюле, в момент закипания. Вот - вот начнет закипать, вот мелкие пузырьки пошли и вода, часть воды, в верх устремляется, часть в низ клубясь. Так и воздушные массы. Массы воздуха в верх, массы воздуха вниз... Уже в конце моей "миссии" понял, что здесь потоки как коленчатый вал, поставленный вертикально. Потоки ломаются, изгибаются, чуть ли не под прямым углом. За один заход в одном потоке выбирал максимальную высоту 2200 метров, причем поток изгибается около 5-ти раз. Стартовые площадки на отметке 1400-1450 метров над уровнем моря. Гора Саранкот 1592 метров, максимальный набор высоты при полете - 2500 метров. Один раз, вне зачета, добирали до 3020 метров. Благоприятные метеоусловия, после дождя, там это редкость.

Народу в воздухе много. Приезжие, местные, "случайные". Саранкотский массив, представляет собой горный массив, длинной около 20 км, растянувшийся с юга на северо-запад. Южная оконечность массива, начинается схождением двух хребтов, образуя "ложку" на уровне стартовых площадок. Максимальная высота массива 1900 метров, юго-западная сторона пологая, противоположная сторона - практически обрыв в долину, на всю высоту хребта. Гребень хребта очень узкий острый. Преобладающий ветер вдоль пологой стороны - южный, с изменением направления на вершины хребта, образует восходящие потоки по вершинам с наклоном в долину, где и происходит окончательный набор высоты. Площадка под посадку - 800 метров над уровнем моря. Между озером и гостиницей. Очерченная "мишень" посадки, в сорока метрах от гостиницы. В эту гостиницу, я позже переселился и жил там до своего отъезда. Летаю как чужак, в одиночку. У всех задание, летают осмысленно, а я как кот, сам по себе. Хочу туда, хочу сюда. Мой облетный день. Да, еще без цели летают "тандемщики" (спаренный полет пилота с пассажиром). В воздухе были "непонятки", куда лететь, кого остерегаться, где учлеты, где профи, где можно летать, а где нельзя, "ротора"* там тоже есть.

Stuardesa.Одна моя знакомая, Татьяной ее звать (стюардесса), умудрилась попасть на подветренную сторону ниже хребта, массива под обрыв и схлопотала минус 13 метров в секунду (с такой скорость терялась высота) притом, что купол был в рабочем режиме. Экстремальный режим полета. Ушла на посадку в долину. И благополучно приземлилась. Добиралась обратно на попутках. Слетал до конца массива, вернулся. На середине хребта, в самой высокой точке, на обрывистом месте находится буддистский храм. Или здание под буддийский храм. По типу " Ласточкино гнездо". Красотища!!! С плавательным бассейном, на территории, да на вершине. Крутняк какой-то. Непал, Гималаи, традиции. Потоки были приличные. Принудительно сбрасывал высоту раза три. Опять набирал.

Итого:
Макс. высота: 2031м
Подъем максимальный: + 3,5 м/с
Спуск максимальный: -5,5 м/с
Набор общий: 2646 м
Время полета 1ч 30 мин
Посадка в заданную точку

 

Королевство - 28.05.08г. Депутаты Конституционного собрания Непала провозгласили страну рес-публикой, положив конец 240- летнему периоду правления династии Шахов.

Маоист - от слова Мао-Дзедун да, да - великий неповторимый, как наш Ленин, только китайский, живее всех живых. Непальские маоисты, придерживаются стратегии крестьянской партизанской войны, удерживая контроль над внутренними территориями и окружая года, сражаясь с правительственными войсками, только в предельно выгодных ситуациях. Маоисты выступают за демократию, свободу, освобождение женщин от предрассудков религии и отмену кастовой системы, нередко прибегают к произволу, грабежу, насилию, козням и наказаниям без судебного разбирательства и принудительной мобилизации в свои ряды.

Подвеска - специальное сиденье пилота, фиксирующее тело под куполом параплана.

Тарантасик - старенький, уделанный, малолитражный легковой транспорт не известной модели.

"Аксель" - акселератор, приспособление для увеличения составляющей скорости купола параплана по горизонтали.

Кокпит - сумка для навигационных приборов и другого барахла, необходимого в полете и после полета. (нож, кусок веревки, панама, аптечка, пара бананов).

Клеванты - стропы управления куполом.

"Колбасить" - нестабильный полет пилота с резкими забросами по вертикали и горизонтали.

"Ротор" - хаотичные вихревые потоки, образующиеся в нестабильных ветровых условиях. Опасные для полета зоны.