+7 707 42 46 417 +7 (727) 394 30 04 Группа Facebook
Учебные полеты на параплане в тандеме с инструктором
Опять, городок Покхара, снова, гора Саранкот, там, ниже. Соревнования давно закончились Высота, две тысячи сто метров над уровнем моря, чувствуется высокая влажность атмосферы. Я в полете! Красота! Внизу, суета человеческая, а ты нечто другое, возвышенное. "Крыша", на такой высоте, мал-мал сдвигается. Хочется думать о высшем. О+ О+ Просто хорошо!!!! Точка " А-02*" по джопсу*. Нас в воздухе, на парапланах, около семи пилотов. Ромарио - город Сургут, Алекс - столица Москва, Макс и Леха - город Свердловск, Экстремалы. "Буржуй"*(выходец из дальнего зарубежья) - страна не известна. А еще Лохматый (Леха) - Москва, ну и Я (дядя Миша Ротор).
Необходимо набрать максимум высоты, две тысячи пятьсот метров, для дальнейшего перелета долины. Нам необходимо набрать высоту. Предварительно, мы, договорились лететь по тридцати километровому маршруту, обозначили схему полета. Это прилегающие склоны гор перед Аннапурной. Перед восьми тысячником! 8091 метров над уровнем моря. Громадина - дух захватывает. В радиусе 150 километров, в округ горы, сосут воздушные потоки как громадный пылесос, а мы в этот радиус и летим. Уж, гора, очень большая. Я там уже бывал, летал там, причем, один бывал, жути хватанул!!! Во-первых, джунгли по вертикальным километровым склонам, да и вообще, кругом джунгли. Рухнуть там, мало, не покажется. Деревья то высоченные, да на крутизне. Проплешин нет, для посадки, нет, если что! Кругом джунгли. Во-вторых, много обезьян. Где обезьяны там и гепарды. Будет он, гепард, разбираться, похож ты на обезьяну или нет (гепард питается обезьянами) тяжко там с этими "непонятками". Местное население очень боится гепардов и нам не рекомендуют встречаться с ними. Ну и, в-третьих, резкая смена погоды в горных условиях. Туман (облачность), резкие муссонные ветра, в гору и слив. Выпадение осадков. Не успел - опоздал: деревья высоченные, стаи обезьян, гепарды черные и три- четыре дня ходу, пешим, до ближайшего населенного пункта. С парапланом на спине.
А пока мы, договорившиеся, в небе кружим. Облачность умеренная, усиливается. Упираемся в инверсионный слой*, чувствуем по "расколбасу"*. Парим в воздушной среде, ждем и ищем, где и когда рванет, и пробьет инверсию, а пока небольшой "дисбаланс полета" и нет набора высоты, то небольшой подъем, то "нисходняк*", с раскачкой купола. Парим пять минут. Парим, пятнадцать минут. Ждем еще и еще. Бездействие! Ожидание утомляет. Нервы напряжены. В этом ожидание и есть наш будущий успех. Но, видать силы вселенной, не дали нам ни терпения, ни погоды, ни решительности оставить эту не осуществимую идею в облачный день. В нелетный день.
Кружим над вершиной хребта, в гигантской карусели, круги в радиусе одного километра крутим. Перекидываемся ничего не значившимися фразами по рации. Облачность усиливается. Кто в облака влетает, кто вылетает из облаков. Кружим. Чувствуется повышение влажности. Росинки прилипают к ресницам, когда пронизываешь облачность. Один пилот не выдержал, развернув купол, ушел в долину в сторону горы нашей, задуманной. До нее далеко. Вершина горы, сверкает бликами яркой слепящей белизны, но только не в этот раз. Облачно. Но, могущество горы чувствуется, хотя бы, психологически. Остальные парапланеристы, не торопясь, пошли за удаляющимся, куполом. И я развернул свой купол в сторону горы... Прицепился к нам и "Буржуй". С нами летит. По пути ловим "нули". Нет подъема, снижение легкое. Долину преодолеваем минут за пятнадцать, двадцать. Подходим на разных высотах к подножью гор, высота потеряна значительно, критическая. Малейший не точный проход и просадит. Перелет не удался, значительно не долетев до намеченного. Кто где пристроился, стараемся удержать высоту в воздушных динамиках (воздушные потоки, образованные от удара ветровой волны о склон). Перейти на следующий динамик нет возможности. И вот "долбимся" (усиленно работаем с парапланом) каждый на своем динамике. Двадцать минут, тридцать минут, кто-то "слился" в долину, сорок минут, еще кто-то слился. Расстояние между динамиками один, два километра. Цепочкой выстроились в динамиках, вдоль склона.
Я, с "Буржуем", соревнуюсь - кто дольше удержится в динамике у стенки. В одном динамике крутим. Время упущено, дальше лететь смысла уже не было. Сто процентная облачность. База облаков, опустилась. В динамике "колбасимся", то он вверху, то я. То он ниже порога, то я. Разница с ним, по высоте сто, сто пятьдесят метров. Высота порога огромная, на котором динамит, он порог широкий, как плато. На гребне порога школа. Обычная школа. Общеобразовательная школа. Вокруг разбросаны на значительном расстоянии постройки. Наверное, высокогорные фермы. Детишки, в одинаковой форме, повскакивали с мест и весело приветствуют нас, пилотов, махая тетрадками и учебниками. Классы в общеобразовательных школах находятся прямо во дворах школ, то есть прямо на земле под открытым небом и рядом здание школы, на всякий случай.
Перед хребтом (порогом), долина далеко внизу. И все-таки он, "буржуй", первый провалился и полетел в долину на посадку. Есть время и условия, мне, "по маслаться" в динамике. Бросать динамик не хочется. В одиночестве "динамлю". Приземляться тоже не хочется, никогда не приземлялся, так далеко от города. Говорят "маоисты" орудуют. По рации слышу, что "свердловчане" собираются посетить пещеру, где-то здесь рядом, в долине. Переговариваются. Они давно уже сели и идут пешком к заветной пещере. Делаю запрос: " ...где и когда...?" Они как корректировщики, дают добро и указывают место посадки, мне. Самих не видно. Высота. "Там пригорок, видишь? "Буржуй" приземлился рядом. Мы сейчас туда подойдем". Выхожу (вылетаю) в долину, высота большая. Нахожу купол "Буржуя" расстеленный на земле. Делаю спираль* затяжную. В спирали пробую фотографировать. Посадка на рисовые чеки. Оглядываюсь, нет ли "маоистов". Успокаиваюсь "Буржуй" не пленен, на свободе, "свердловчане" спокойно передвигаются по долине. "Маоистов" нет.
Местные нам говорили, что часто вооруженные "маоисты" останавливают приезжих и просят (обратите внимание), просят взаймы денег, на революцию, конечно в долларовом эквиваленте. И расписку дадут. С "буржуев" шестьдесят, а с "рашин"* всего то десять американских долларов, а могут "рашин" и вообще отпустить. К "рашин" относятся все выходцы из стран СНГ. Кем, ты бы, не был: еврей, украинец, грузин ну так далее. Говоришь "Рашин" и дело в шляпе. Из России. Очень уважают. Даже, в камешках заметно. Когда революция победит, они все вернут сполна. Еще никто не отказался дать в займы денежек. На святое революционное дело, под дулом автомата, раскосому революционеру, да, запросто, что жалеть?
В "Багдаде" все спокойно. Собрал купол, уложил в сумку. Идем пешком до пещеры. Нагруженные парапланами. Оплата за вход, в пещеру, за фонарик. Заходим. Вах-вах-вах!!! Кругом свет, не яркий, тусклый. Проводка старая и кругом скрутки. Электричество называется. Сталагмитики, сталактитики, все в миниатюре, маленькое, но есть. Пещера средних размеров, хотя, я и не видел других пещер. Впервой. Двигаемся в глубь. Глубоко, духота, влажность. И это все под землей, вернее в земле. Пещера высотой пять восемь метров. Уходит метров на триста в глубь. Кстати, пещера образовалось в слоистых рыхлых, породах земли. Ходишь по слоям породы, отвалившейся с потолка, а потолок нависает еще не отвалившимися глыбами пород. Над головой трещины в породе. Вот-вот рухнет, отвислый, булыжнечек, рыхлой породы. ЖУТКО!!! Свердловчане залезли под какую-то, отвалившуюся сверху плиту, нашли какой-то ход, куда-то дальше и в бок. "Дядь Миша пошли с нами. Там так интересно, она (дырка) уходит дальше куда-то глубоко". Я им объясняю: " Куда вы лезете? Это же не штатная пещерка. У нас один фонарик. Там нет света. Дырка эта дикая. Случись чего, беды не оберешься, и где? В Непале, в Покхаре, да еще под землей в Гималаях, с одним фонариком". Не убедил, от азарта, аж трясутся. "Давайте лучше я постаю на "шухаре". На том и порешили. Вот "экстрималы"! Глаза горят, от возбуждения, самих трясет: " Ну, давай дядя Миша на "шухаре", так, на "шухаре", и "нырк" в дырочку.
Пока ждал своих, "экстрималов", появилась парочка индусов - он и она, одеты в индусском стиле, а это все под землей. Так я и не понял, чего они хотели. То прижмутся, то разойдутся по углублениям пещеры, то опять за руки держатся. На лицах умиление. Свет еле, еле освещает своды. Шаркаю ногами, мол, здесь кто-то есть. По их поведению, понимаю, они давно заметили меня. Ждут, когда я уйду. Ухожу, в глубь пещеры, нахожу несколько монет (рупии). Возвращаюсь к дырочке, минут через пятнадцать, куда уползли мои ребята, улавливаю взглядом во мраке, парочку. Она поправляла свои штанишки и юбочку, поверх штанишек. Он, уже поправил, что нужно. Взялись под ручки и как приведения, растворились в темноте, уходя к выходу, делая вид, что долг выполнен, процесс пошел. Сижу, жду. Стало скучно. Тишина, уж, действительно, гробовая!!!! А как было интересно, без меня у этой парочки! Притаился, может, еще зайдет какая-нибудь шальная парочка. Хи-хи. Тишина, мрак! Душно. Влажность. Нехватка кислорода. Высокая температура воздуха. Воздух застоялый, терпкий, липкий. Прислушиваюсь, далекие подземные отголоски человеческой речи, ну, слава Богу! Ползут. Лезут. Вылазят. Ха! Потные, измотанные, грязные, но счастливые. И наперебой: " ля, ля, ля ". Уже и не помню, что они " ля, ля ". Только одно уяснил, что пещеры в Гималаях горячие. Ну, ЭКСТРЕМАЛЫ! Я бы так не смог, хотя как сказать. Я ведь был с ними. На половину, но был! Остальные пилоты не пошли ведь! И больше не пойду!
*А-02 - Одна из точек маршрута.
*Инверсионный слой - с увеличением высоты, температура атмосферного воздуха остается постоянной. В нормальных условиях, на каждые сто метров высоты подъема, минус один градус. Отсутствие вертикального перемещения воздушных масс в инверсионном слое. Четкая темная полоса в небе. От темного к светлому. Сто, сто пятьдесят метров параллельно горизонту. Выше на параплане не подняться.
*Спираль - интенсивный полет параплана по кругу в горизонтальной плоскости со снижением, в виде спирали.
*Джопс - прибор GPS глобального слежения, работает с двенадцатью спутниками одновременно. Показывает скорость движения, высоту полета, направление, координаты движения записываются.
*"Нисходняк" - слив воздушных масс вниз, к земле.
*"Расколбас"- беспорядочное, хаотичный полет купола параплана, относительно пилота. Легкое (относительно легкое) подергивание купола параплана.