+7 707 42 46 417 +7 (727) 394 30 04 Группа Facebook
Учебные полеты на параплане в тандеме с инструктором
06.02.06г.
День был ясный. Как всегда, по всему горизонту поволока. Температура воздуха стандартная - плюс двадцать пять. Гора Аннапурна, сверкала только своей белоснежной, слепящей глаз, кончиком вершины, выдвигая пологие края оснований из полупрозрачной дымки. Своим чередом проходили соревнования парапланеристов. В чужой стране, далеко от родных мест, с чужим менталитетом, с не привычным климатом. Иностранцев, разномастных: черных, желтых, рыжих. белых, раскосых, лупоглазых, ну очень много. Кто поглазеть приходит, кто летать, кто прокатиться, а кое-кто и показать свои способности. Покхара - Мекка наркоты и парапланеризма.
В воздухе крутилась куча народу - спортсмены, соколятники, "аэробаты", "чайники". "Тандемщики" катают за "бабки" приезжих иностранцев, бывает до "рыгачки". Тандемищик один, из Тамбова был,Виктором звали. Люди (пассакжиры) тандема, переоценив, свои физические возможности, испытывают себя на прочность с отрицательным результатом. Кого только нет в воздухе. Много иностранцев новичков парапланеристов, приехали в Гималаи совершенствоваться... Французы, набрав высоту, выходят на аэробатику*. Прямо перед стартом. А на высоте, кульбит за кульбитом, выполняют фигуры высшего пилотажа на специально укороченных парапланах. Японцы, как правило, катаются в "тандеме". Китайцы, проходят курс начинающего пилота. Местная "братва" ( непальцы), просто "гладирует"* в потоках. Словом парапланерная идиллия, тусовка такая! Набирать высоту(выбирать высоту), на параплане, приходится в одном месте, тоесть внизу, у старта поток сильный один, а там вся эта не однородная масса пилотов, не управляемая, нарезает круги в разные стороны и на разных высотах,своеобразный "столб" из парапланеристов, как смерч огромный. Мы называем это "паровоз". Выше горы Саранкот, много потоков. Вот и " карячимся" в общем потоке, а набрав высоту, там и расползаемся по другим более мощным потокам. Восходяшим потокам.
Два старта, два РП (руководитель полетов), работают на соревнования. И все желающие, тоже взлетают с этих же стартов, и в тех же потоках выбирают высоту. Только и вертишь головой влево, вправо, вверх, вниз, назад, даже пришлось из-под мышки следить за воздухом. Как вспомню! Скорость купола, в полете, ну 35-ть км. в час плюс - минус семь км. А остановиться нельзя, купол не парашютирует, купол при снижении скорости меньше чем двадцать три км в час начинает сыпаться. Не стандартная ситуация, опасные режим. Так вот! Если машину можно экстренно остановить нажав на тормоза, то параплан, можно увернуть в сторону, а если в стороне еще один чудак прет не глядя на тебя? Так у меня случилось на Ушка-норе, на "стенке". Есть такое место. В меня врезался "дельтик". Да, жив он. Жив остался, только от меня долго "тарился" потом. Прятался. Ну, это отдельный рассказ. А пока, Покхора, внизу гора Саранкот, там, внизу гора. Высота - приличная.
"Дурь" , встречается и в воздухе. Поджимать ноги, пропуская купол под собой, не впервой, Ходить по куполу, ниже летящего парапланериста - фигня. Соприкасаться консолями купола, тоже приходилось. Смотреть в глаза, парапланеристу, который прет на тебя в лобовую - это уже хуже. Черт его знает (парапланериста), хочет он тебя выдавить из потока, или он просто "чайник".Летит не зная куда, незная от куда... как набрал высоту, тоже не знает. А если он "чайник" лучше, удвой безопасную дистанцию до него, иначе беды не оберешься. Для таких, заявленная спираль (перед полетом), левая или правая, "тю-тю". "Мая твоя не понимает". Было и такое: обрабатываешь поток, а такой вот "простой" откуда-то, не откуда взявшийся, пронизывает твой поток, и не обращая на тебя внимания дальше прет, по прямой. Потом там, где-то развернется и опять всю массу работающих пилотов пронизывает. Такие новички, как бы скачут с одного потока на другой, пренебрегая всеми правилами полетов, как галька, пущенная по воде, не обрабатывая каждый отдельный поток, перепрыгивает с одного на другой поток, с набором высоты. А пилоты, шарахаются, от таких, в стороны, вываливаясь из потоков теряя высоту и результаты.
Как-то раз, иду встречным курсом, на парапланериста смотрю, одна рука выставлена в сторону, по горизонту, как мотоциклист показывает поворот. "Во!...!- думаю, какие китайцы изобретательные, мне теперь понятно, куда она летит, но не тут-то было, она (парапланеристка китайская) беспричинно, меняет руку, а летит в том же направлении. Делаю легкий маневр. Дура! Чепуха какая-то. Оказалось, что она всегда так летала, обязательно какая-то рука вытянута в сторону, почему не знаем. И вот лечу, я значит лечу! Перехожу с обработанного потока на верхний ярус потоков. Чувствую нутром, что-то не так. Бросаю взгляд влево и чуть вниз. Слышу страшнейший хлопок в воздухе... А там картина, ну скажем так - "Бяка". Два параплана летят на встречу, друг другу, (хотя трудно сказать, что они летят) в разных ярусах, по высоте. Скрестились. Во!!! Придумали. У верхнего пилота летевшего со мной одним курсом, нога воткнута в воздухозаборник нижнего параплана. Купол, верхнего, ушел вперед. Представляю себе это как "стоп-кадр". Нижний купол как бы волочится, за ногой верхнего. Пилот нижний, взмывает вверх, делая горку. Как на качелях. Полсекунды! Секунда! Сильный треск. Разорвалась данная сцепка из парапланов. Не большой, "расколбас" обоих, парапланов. Стабилизация куполов. Полеты продолжаются в разные стороны. Высота где-то тысяча шестьсот метров. И все это. Увиденное, мною, секунды. Раз и все. Полетели дальше. Вехний как летел так и летит. О, ужас!!! У нижнего параплана порвана передняя стропа, верхняя кромка параплана вздулась объемным пузырем. Оборвана "нервюра"* воздухозаборника купола. Вот откуда пузырь, вздутый между нижней и верхней кромками параплана. Очевидна, резкая потеря скорости, но достаточно для завершения полета. Подлетаю к аварийному параплану, вижу пилота-чайника по происхождению "китаянка". А! Старая знакомая. Глаза навыкате. Теперь уже, у неё, обе руки с клевантами в стороны. И, н и к а к а я! Ору, кричу, показываю на купол, ни фига, эмоций ноль. Скукожилась, руки по сторонам, ноги поджала, замерла, но летит. Купол вроде управляем, внешне смотрится без отрицательных эмоций. Ну-ну. Лети девочка. А чем могу помочь?! Лечу дальше. Через минуту уже и забыл о произошедшем.
На следующий день, в общественной столовой, китаянка, пилот порванного параплана, потребовала от виновника инцидента компенсацию в размере пятьсот американских долларов, хотя купол был уже отремонтирован с затратами, как мы все прикинули, максимум на пятьдесят. Сработала разведка. Тогда больше всех досталось Диме Масленникову. Он являлся организатором данных соревнований, и чтобы, не разгорелся дипломатический скандал, Диме приходилось, сидя за обеденным столом, всячески парировать нападки китайских провокаторов, которые специально выпускают в небо "чайников". Второй участник инцидента, "Отморозок. ru". Заявил, что китаянка виновата - "прошивала поток, напрямую". "Если, я дам ей хоть цент, то она признает меня виновным, и потребует тысячу долларов за ремонт, но я прав". На том, международный скандал и закончился. Она просит, он де дает. Дима, в свою очередь, все-таки, оприходовал, не смотря ни на что, свой обед. В следующем полете, улетая под Аннапурну, по воле случая, приземлясь, попали в подземную, теплую пещеру. Об этом расскажу позже.
*Аэробатика - воздушная акробатика на специальных куполах параплана.
*"Гладировать" - горизонтальное перемещение парапланериста по прямой с минимальным снежением.
*Нервюра - мягкая перегородка между воздухозаборниками купола параплана.