+7 707 42 46 417 +7 (727) 394 30 04 Группа Facebook
Учебные полеты на параплане в тандеме с инструктором
Прыжки, полеты. Жизнь прекрасна
И притяженье высоты!
И отговаривать напрасно,
Без неба жить не можешь ты.
Паришь над миром, вечный странник,
Вдали от будней суеты.
Неунывающий романтик,
Ценитель женской красоты.
Дела, проблемы... Все вторично,
Задвинул их на задний план.
Вперед, к вершинам! Жизнь отлична,
Когда с тобой твой параплан.
Татьяна Тарханова
Парапланеризм - просто прочитать слово или услышать, в первый раз и не ощутишь ни каких эмоций, но чуть задуматься, начинаются эмоции, у каждого свои, у кого какое воображение. Равнодушным к слову "парапланеризм" не останешься!
"Полет во сне" каждый ну почти каждый человек может рассказать при желании, как он когда-то летал во сне над землей, под облаками или между облаками и землей. Какие он испытывал эмоции во время ночных полетов, захватывающих дух между перепадами высот. Что это такое "полет во сне" и парапланеризм? Совместимо ли эти понятия? Наверное, да! Во всяком случае, для меня и многих моих коллег по спорту.
Когда я совершил первый, не продолжительный полет на параплане, я ощутил те же эмоции что и "полет во сне". То есть как будто и не в первой я уже летал. Ощущение необычно знакомое. Это было на дельтодроме в предгорьях Алматы. В день независимости Казахстана 16 декабря 2003 года. Свободный полет метров триста по горизонтали с высоты горки пятидесяти метров. Сдержанный восторг. Ну, летал я уже так, где-то летал! Было! А может, наши пра-пра-пра предки летали!!! Обезьяны тоже произошли от кого-то, а те уже пра-пра-пра от летающих ящуров. Допустимо. Вот что-то, где-то и передалось!!!!
Да, я занимался несколько месяцев в советские времена 1970 году, в ДОССАФ (Добровольное Общество Содействия Советской Армии и Флота), после чего, прыгал с парашютом на аэродроме "Бойсерках" под Алма-Атой, с "Кукурузника" шесть раз, но это прыжки с парашютом и не чего общего с управляемым полетом парапланериста.
Как-то я ехал с подругой по верхней каскеленской трассе на "Субаре" и на 31 м километре трассы , заметил большие разноцветные лопухи парапланов, то вздувались на встречном ветру, то беспорядочно сворачивались в комки бесформенной материи. Ва! "Так это ж парапланеристы тренируются". "Давай посмотрим!"- говорю подруге - "Поехали". " Дай попробовать", - обращаясь к инструктору. "Пожалуйста",- не возражает. Плохо, но получилось, не с первого раза, но поднять над собой развернувшийся комок тряпок и веревочек в изящное крыло параплана, удалось. Мне тогда было 51 год, отроду.
С тех пор, ни одного выходного не было пропущено в течение 3-х познавательных, увлекательных лет, кроме как в дождливую погоду. Вот так захватило! Второе дыхание юности.
На моем маленьком, парапланерном веку многое, что было интересного и не очень. И в облака засасывало, приборы навигации ломались то ли от высоты, то ли от перепад температур, то ли от всего сразу... И об землю "чмякало", и не раз. Да же орлы нападали на мой параплан. Пропустил через себя трагические случаи парапланеризма. С опытом пришло и равновесие. Азарт сменился рассудительностью и разумным удовлетворением к данному спорту.
Родом я Алма-атинский, добровольцем пошел служить в Светскую Армию, в 1970 призван на два года. Сознательно скрыв о своей физической непригодности, и ни сколько не пожалел.
Дальний восток. Владивосток - учебка. Поселок Хороль - действующая часть. Морская авиация. Форма одежды морская. Сухопутный моряк. На бескозырке оранжевые в черную полоску гвардейские ленточки. "Петухами" нас называли+ Летал на реактивных самолетах в качестве стрелка радиста. Знал "Морзянку". Ракетоносцы, самолеты, излучающие радиопомехи, воздушные дозаправщики. Парашют, катапульта, кислородная маска. Гермокабина в твоем управлении плюс радиостанция, секретный портфель под ответственность. Самолеты ТУ-16. И там, в эскадрильи прыгал с парашюта. Природа, техника, муштра, люди и нелюди. Камэск (командир эскадрильи) невзлюбил. Мне поровну было. Летал с ним, камэском, на маршрут. Самолет потерял тягу, падали и долго падали, но все закончилось благополучно. Видать что-то брякнул не то, потом, на разборках полетов. Все было. И сам не промах был, но все в далекой юности. И самолеты, и камэск с его приторной рожей и старшина дубовый+
Отслужил срочную. Дом родительский. Работа в Машиноиспытательной станции. Подготовительные курсы для поступления в институт.
1974 году поступил в институт. На вечернее отделение "Строительно-дорожные машины и оборудование". Мои родители и предположить не могли, в школе учился не важно, без желания. Тогда был филиал Усть-Каменогорского строительно-дорожного института, сейчас академия имени Гончарова Л.Б. Работал инженером-испытателем дорожно-строительной техники. Была и импортная техника. Интересно было!!! Днем работа, вечером два пирожка с чаем проглотишь по дороге и в институ. Были времена. Замечательные люди окружали меня тогда. Объездил по командировкам всю Среднюю Азию и мной любимый Казахстан. Там в МИСе (машиноиспытательная станция) встретил в первые, мать моих детей+
Окончил институт 1980году и сразу уехал в районы, приравненные к Крайнему Северу. Томская область. Теперь уже по командировкам, объездил не всю, но объездил Россию (СССР), живя на Севере. Женился. Получил в поселке таежном, благоустроенную квартиру. Жил один, семья в Алма-Ате. Не климат ребятишкам, а для меня "что надо"! Шесть лет интереснейшего труда, в придачу с удовольствием и восторгом от общения, с дикой тайгой, еще дичайшими, самыми большими на земле - "там дух, там леший бродит" васюганскими болотами. Ну и побродил же я там...
Могучая река Обь. За шесть тех лет все было и работа, и рыбалка, и охота, и трагические случаи. Не раз с "косой" ко мне приходила пожилая дамочка, там. И каждый раз уходила ни с чем. Рано видать было. Молод, амбициозен, с холодной головой и крепкими нервами. Не пью, не курю. Без дурных привычек. По утрам пробежки. Ружья, моторные лодки, километры рыбацких сетей. Заимки по тайге. Рыба соленая, вяленная, грибы, ягода, варенье, орех кедровый - мешками. И при всем при этом в 7-00 час на работе, да без выходных, и где-то 20-00 час с работы. А то и по трое суток авралы не спя. Прейдешь, домой на обед, пока тарелку супа наливают, а ты уже спишь за столом. Жена в отпуск с детьми приезжала ко мне в таежный поселок. Кстати любил готовить пищу сам. Всякое было. Вертолеты как "машина под задницей". Налетался! За сотни километров на рыбалку подледную летали. Было. И когда успевали+
1986 году, вернулся в Алма-Ату жить. Двоих детишек растить нужно было в полной семье. Работал главным механиком треста Алмаатыгорстрой. Работал больше чем на Севере и зарабатывал больше. "Парадокс" называется.
Много охотился в наших краях. Кабан, козел, косуля, улар, фазан, степной заяц. Любил ходить пешим. Возьмешь ружьишко, в шесть утра вышел, в двадцать три нуль-нуль пришел к стану, при этом, с собой только фляжка воды была. Увлеченность.
Как все люди склонные к сентиментальности, охотничий азарт перешел в разряд, "стойкой жалости к природе, ко всему живому". На отрез отказался от убийства животных. Даже перестал, есть мясо животных. Рыба, морепродукты, овощи, фрукты, злаковые - мой теперешний, рацион.
Вот Бог и оценил мои пристрастия к природе ко всему живому, вывел меня, якобы случайно, на парапланеристов. В воздухе обзор природы в несколько раз больше, ярче. Ощущения соприкосновения с "Вечным", гораздо богаче, неописуемые.
В течение ряда лет, тяжелых, рискованных и весьма привлекательных тренировок и спортивных успехов, пришел к равновесию. Умею летать и летать не плохо, в свое удовольствие и по долгу. Обучил летать сыновей. Старший, у меня подводник военный. Женя, ходит в море, 1982года рождения. Северный флот. В отпуск приезжает летать к нам на парапланах. Младший 1985 года рождения. Летает на моем и даже большем уровне мастерства на парапланах. Парапланерист он. Иван, сейчас освоил тандем, катает пассажиров на особого типа параплане, для двоих.
Летал я, в небе Индии, над резиденцией Далай-Ламы 14-м. Пролетал на параплане в 70 километрах от долины Кулу в Гималаях, на высотах до 4200 метров над уровнем моря, где там, в долине, жил и работал Рерих. Мне казалось, я да же видел эту долину, ну пойди ж разберись, где Кулу, а где не Кулу, горы, горы и еще раз горы. Долины между хребтами... Гималаи крыша мира.
Непал, долина горы Аннапурна, одна из восьми тысячников гималайского хребта. Участвовал там в соревнованиях. Летали над Гималайскими джунглями, где полно обезьян и гепардов, но самое страшное местные "Маоисты". Движение рабочих и крестьян по-китайски.
Летал в предгорьях городка Каракола (Пражевальск Киргизия). Сусамырская долина (Киргизия). Предгорья Алтая, городка рудников Риддер. Дремучая горная тайга и клещи.
Поющий бархан - заповедник Алтын-амель. Большой Алма-атинский пик. И много, много других исключительных мест. А сколько еще не облетанных мест?!
Есть парапланерный спорт, изнурительный и рискованный. Как любой вид технического спорта. От двух до четырех раз в году организуют соревнования, как правило, весной и осенью. Соревнования парапланеристов проходят на горном плато Уш-канор, в близи поселка Фабричный, а есть полеты в свое удовольствие. Пилоты "Воскресного дня". Удовольствие самого полета.
Встречал пилота спортсмена в 14-надцать лет. Юность, юношеский максимализм не рациональная бравада, маленькая база знаний и опыта. Встречал пилотов и за 60-т. Летают в свое удовольствие. Умеренность, уравновешенность, объективная оценка своих возможностей и возможности своего параплана. Иногда, такие пилоты, участвуют в соревнованиях. Результаты средние. Вот в таком диапазоне и общаемся, между собой, "тусуемся" как говорят. Двадцать пять лет, оптимальный возраст парапланериста.
Одному летать, правилами парапланеризма запрещено. С горы взлетать без визуального наблюдения сотоварищей не рекомендовано. Это редкость, когда пилот летает один, но бывают чудаки. Купят, "бэушный" параплан, по дешевке, в тихую, всеми правдами и не правдами научатся подымать параплан, потом шарахаются по всем горам, летать не летают, просто гладируют с высот на посадку. Неоправданно рискуют.
Вся парапланерная тусовка, разбита на группы. Группы по клубным интересам, по уровню подготовки, группы просто по личностным интересам, спортсмены. Сам спорт, командный. Но, парапланеристы индивидуалисты. На соревнованиях, следят за личными очками и слегка командный зачет. Как правило, в группах много сочувствующих, как например водитель автотранспорта, который подымет тебя на гору или просто друг или подруга.
Природа, свежий воздух, хорошая компания, завтрак на траве, чуть-чуть экстрима, много юмора - ну чем не жизнь увлеченного человека?!
Михаил (Дядя Миша Ротор)