+7 707 42 46 417 +7 (727) 394 30 04 Группа Facebook
Учебные полеты на параплане в тандеме с инструктором
Многие плохо представляют разницу между полетами на парапланах и прыжками с парашютом. Имеют слабое представление, как стать парапланеристом или парашютистом. Вроде все ясно… Прыжки, полеты, купола разноцветные… Это два технических термина в которых простой обыватель, может не разобраться. У всех, настолько размыты эти понятия, что приходят к нам в парапланеризм, прыгать с обрыва. И покажи ему обрыв, куда он должен спрыгнуть и место, с которого будет прыгать. А иногда, удивляются, что прыгать будем вместе …. Всякие небылицы про параплан ходят. Объяснишь, как полетим, куда полетим, на чем полетим, начнешь пристегивать пассажира, а он: «… зачем?! Что вдвоем полетим?!» Вот так!
С парашютом (с парашютом на спине) прыгают с определенных летательных технических средств, поднятых на высоту. Самолеты, вертолеты, воздушные шары ну и так далее… Исключаем джампинг. Ну, это вообще другая тема ….
Все учлеты, «чайники» парашютистов, прыгают (покидают летательные средства) с высот 900 - 800 метров над землей. Более тренированные до 4200 метров уже над уровнем моря. Все приведенные данные в среднем. Разница между раскрытием парашюта и высотой покидания летательных технических средств это свободное падение парашютиста. Вот это свободное падание и считается прыжком, остальное безопасное снижение в воздушной среде на куполе парашюта. По видеоматериалам, обычно, показывают привлекательный длительный свободный полет парашютиста. Бывает, свободное падение со стабилизацией, маленький такой парашютик в метр квадратный, болтается на удлиненных лямках чехла основного парашюта, в свободном падении, и стабилизирует полет.
Весь кайф и смысл прыжка парашютиста, в длительном свободном падении в воздушной среде. Есть групповое падение парашютистов, построение фигур. Это для мастеров.
Прыгаем из самолета, свободное падение, купол раскрыт, падение свободное прекращено…, кайф остался позади, там, выше высоты в 900 метров. А в остальном тупо болтаешься на стропной системе парашюта до приземления.
Кайф в несколько десятков секунд. Время прыжка с парашюта где-то около 4 - 5 минут, не считая время подъема летательного аппарата. Все что показывают по телевизору все это видеомонтаж. Каждое свободное падение парашютиста не более 20 -30 секунд. Конечно, за это короткое время можно наадриналинить в штаны, но простых адриналинщиков туда не пускают. Нужны годы тренировок. Отдаю должное уважение парашютному спорту. Полетов на парашюте не бывает, да и цели такой парашютисты не преследуют. С парашютом прыгают. Парашютист спортсмен выпрыгнул с летательного средства, выполнил поставленную задачу в воздухе в свободном падении, раскрыл купол, безопасно приземлился на заданную площадку. Ни гор, ни орлов, ни другой прелести природы парашютист не замечает. Есть спортивные упражнения на точность приземления парашютистов.
Как, правило, парашютисты привязаны к одной местности – к клубному аэропорту, к техническим средствам подъема. Все как вчера и позавчера и год назад. Кроме соревнований. В определенном месте, в определенных условиях, на определенном виде транспорта, при разрешении определенных структур. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. В первую очередь воздух открыт для военных, потом гражданские полеты и в последнюю очередь прыжки парашютистов. Вот, поэтому, по неделе ждешь один прыжок. То военные летают, то гражданская авиация в воздухе, то сменилось направление ветра, а то непогода… Самолет сломался. Валяться на зеленке и ждать неделями один прыжок, ждать… Кому как! Я не выдержал.
Параплан более демократичный вид воздушного спорта. Я говорю – шесть степеней свободы воздушного пространства. Хочешь, верх. Хочешь, вниз. Захочешь, вертишься влево. Захочешь, вправо вокруг оси, пожалуйста. А парашютист не может вверх… Параплан – сверхлегкое летательное средство. Сверхлегкий летательный аппарат тяжелее воздуха, упаковываемый в стандартный большой туристический рюкзак. Весом в 15-20 кг в комплекте с оборудованием. Улетит парапланерист в небо, раствориться в воздушной среде на горизонте и странствует по небу –«воздушный странник». Может вернуться, прилетев, приземлиться на старт.
Рюкзак на плечи, в карманы еды, с собой компаньона… Маршрутный автобус, пешком в горы. Старт с удобных площадок и по два часа в полете. Приземлился, уложил особым способом параплан в рюкзак. Ждешь компаньона, связавшись по рации. На маршрутку и обратно в город. Параплан взлетает (с парапланом не прыгают, на нем взлетают) с высот местного ландшафта. Крыло параплана, распустившись на встречном потоке воздуха, раздуваясь и уплотняясь, подчиняется аэродинамическим законам, образуя в полете дополнительную подъемную силу. Для достаточного воздушного потока нужного для полета, крыло разгоняют на требуемую скорость, обычно в пределах 15-25 км в час относительно воздуха. Вот, поэтому, стартуют с крутых уклонов, что бы разбежавшись под уклон против ветра, вытянуть своим весом крыло и набрать требуемую горизонтальную скорость для полета. Обычно, взлетают с площадок предгорий. Можно затягивать параплан на высоту специальной лебедкой. Лебедки применяют на равнинах при отсутствии предгорий. В основном «затягиваются» в центральной России. Также можно затягивать параплан и автотранспортом со специальными динамометрическими приборами. Такой вид затяжки называется «Малинкой».
Разница стартовых площадок и площадок приземления, по высоте, для полетов, должна быть минимум 100-300 метров и на восходящих потоках, если таковы имеются, набирают высоту до 4000 метров над уровнем моря. Можно часами летать, в динамических потоках, вдоль хребтов предгорий, не высоко поря над перепадами высот. На термических потоках набирают высоты и уходят на горизонтальные маршруты по 50 -70 км.
Парапланерист, от одного восходящего потока летит к другому потоку с потерей высоты. Обработав, очередной восходящий поток и набрав высоту, парапланерист летит по горизонтали к другому восходящему потоку со снижением. От одного облачка к другому облачку, от одной кучевки к другой. И так, по 2-4 часа в полете и более. Пролетаем реки, озера, аулы, пролетаем города. Облизываем на малых высотах рельефы предгорий, а бывает и гор. Видим стада диких животных. Крутим восходящие спирали с горными орлами, подчиняясь природным законам аэродинамики. Парапланеризм как спорт это новое техническое направление досуга человека современного человека. Зародился этот спорт совсем недавно и начал свой бурный рост в европейских странах 2000 годах.
Совершенствуя парашюты энтузиасты - изобретатели, на основе новых технологий новых материалов, пришли к выводу, парашют, сшитый из легкой ткани и скроенный с двойной оболочкой с открытой передней частью, укрепленные продольными перемычками, легче управляем в полете и при его удлинении в ширь, начинает парить в воздухе. А дальше дело техники и простого человеческого любопытства. Совершенно новые эксклюзивные, специальные парапланерные материалы. Легкость и прочность строп, низкий удельный вес, прочность, не продуваемость материи. Компьютерные технологии расчета и кроя крыла. Пошив из скроенных лоскутов материалов, привели к современным разработкам парапланерного крыла. Тонкое «лезвие» крыла, арочность, легкость и прочность. Множество перегородок дают жесткость крылу и придают устойчивые аэродинамические формы. Пилот, центруясь на стропах в подвесной системе, по принципу «маятника», пропорционально распределяет свой вес на купол параплана.
Что бы летать на парапланах, свободно летать на парапланах, необходимо пройти курс специализированного обучения, у опытных, с глубокой практикой тренеров парапланеризма. Не верти никому, самостоятельно не научитесь безопасно летать на парапланах. Нет, литературы по смоубучу, и не будет. Тренер, не летавший 4-х часовых маршрутов, не побывав на международных соревнованиях, не имеет несколько летных сезонов в парапланеризме, не тренер. Парашютисты не могут быть тренерами парапланеризма, и наоборот, парапланерист не может быть тренером парашютистов. Специфика довольно разная. Как бы ни было, все самоучки парапланеристы, кто не успел утратить свое здоровье, приходят в наши клубы доучиваться, переучиваться. Все…! На долгой практике проверено. Не приходят те самоучки, кто бездарно покалечился, осваивая самостоятельно технику пилотирования параплана. Нюансам в технике пилотирования, может внушить и научить только опытный пилот, а этих нюансов при старте, в полете и на приземлении много. Без долгих, порой, изнурительных тренировок на парапдроме не научишься летать безопасно в свое удовольствие на современных парапланах.
Кто решил заниматься парапланерным спортом, не комплексуйте за свой вес, за свое недостаточное физическое развитие, не думайте, что не сможете. Девчата с весом в 50 кг чемпионки Казахстана, а может и меньше весом. Не комплексуйте, что тяжелы, что боитесь высоты. Упорный труд и натренированная мышечная память, помогут вам достойно справляться с парапланом. Главное желание, труд, знание и сноровка. Мы, парапланеристы, все боимся высоты, но желание летать сильнее страха. Физические нагрузки и технические знания вас дисциплинируют. Физические нагрузки придадут вам уверенность в своем теле. Знание материальной части и аэрологии придадут вам осмысление к данному спорту и к себе. По мере занятий этим экстремальным спортом, характер ученика начинает меняться. Умеренность и рассудительность приходят на первое место. Бравада и риск со временем утрачивают свое значение. Проверено временем.
Первые уроки начинаются с материальной части, потом упражнения. Работа с куполом, начинаются с подъема купола над головой. Потом, управление купола в движении по земле, по склону. Потом, небольшие пролеты на параплане в десять, двадцать, сто метров по горизонтали. Научившись управлять куполом в движении по земле, начинаем привыкать к высоте. Постепенно, не делая резких переходов от малых высот к большим, с начала с 30-ки отрабатываем старты, потом с 50-ки, потом с 100-ки , 300-тки. Все постепенно, не напрягая сознание ученика. Достаточно малыми порциями. Отработав одну высоту, ученик переходит к другой высоте. Кстати, если пилот не хочет лететь, даже при самых благоприятных погодных условиях, никто не будет настаивать на полете. Так принято. А если полетел, то должен обязательно предупредить окружающих, что он, пилот, стартует. И обязательно, кто-то должен знать куда полетел и где его искать при приземлении. Для правильной организации полетов, парапланеристы объединяются во временные группы. Кто летать, кто на «Подборе». Одному ходить по горам и летать на параплане запрещено! Над городами летать запрещено. Запрещено летать в облаках, в сильный ветер, при приближении грозового фронта, в дождь, туман. Это активные природные явления, где безопасный полет на параплане не возможен. Обязательно в полет, с собой рация нужна.
В среднем, пилот обучается три – четыре месяца, исправно посещая по субботам и воскресеньям дельтодром. По погодным условиям занимаемся и в других удобных местах предгорий.
Можно обучить пилота и в один месяц, нужно увеличить количество дней в неделю на тренировки. Для приезжих, специально приехавших обучиться парапланеризму, можно, обучить безопасным полетам, занимаясь ежедневно и подолгу. Часто занимаемся по расписанию клиента, в урочные и не урочные дни недели по индивидуальному подходу. Чем меньше группа, тем легче и быстрей идет обучение. Окончив курсы пилотирования, слетев несколько раз без замечаний с Ушконырского плато на параплане, «учлёт» приобретает статус пилота. Может самостоятельно, без надзора тренера, участвовать в групповых маршрутных полетах. Подает заявку на участие в соревнованиях. Но, при этом, еще год, всегда быть в поле зрении своего тренера, в поле зрения своего тренера. Поехал летать, позвони тренеру, куда поехал, с кем поехал. В процессе изучения материальной базы параплана и технической подготовки, ученик пилот, определяется с приобретением парапланерного оборудования. В выборе оборудования помогает тренер.